Курт Левин

Курт Левин (1890 – 1947) – немецкий и американский психолог, явившийся одним из основателей социальной психологии. Он заложил основы или развил многие направления социальной психологии, а также развил учение знаменитого учёного Льва Выготского, способствовав его популярности в западном мире.
Курт Левин

Биография немецкого психолога

Курт Левин родился в польском городе с «приветливым» названием Могильно. Он был выходцем из еврейской семьи; тем не менее, в Первую мировую войну он воевал в немецкой армии, где был ранен. После демобилизации учился в Берлинском университете. После того, как к власти пришли нацисты, Курт Левин эмигрировал в США, где продолжал свою научную деятельность.

За свою не очень долгую жизнь Курт Левин сумел преобразить современную психологию и социологию. Именно он ввёл множество понятий, которые сегодня считаются основополагающими в психологических исследованиях и практике: групповая динамика, уровень притязаний, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля и т. д. Курт Левин сосредоточился на изучении мотиваций личности, которые до него почти не привлекали внимания психологов.

Теория поля Курта Левина

То, что окружение человека, в том числе социальное, влияет на поведение и судьбу человека, Курт Левин наблюдал ещё в детстве. Будучи ортодоксальными иудеями, родители дали ему еврейское имя Цадек; однако они понимали, что в немецком окружении, да ещё и в условиях антисемитских предрассудков, человеку с таким именем будет непросто устроиться в жизни, поэтому они дали ему второе имя, немецкое – Курт, которое впоследствии стало для него основным. Если бы не это имя, судьба Левина, скорее всего, сложилась бы совсем по-другому.

Предпосылкой к возникновению теории поля стала его служба на фронте. Прямо во время боёв он занимался научными исследованиями: наблюдал за своими сослуживцами, расспрашивал их, при этом они даже не подозревали, что являются объектами изучения. Курт Левин смог убедиться, что на войне и в мирной жизни одни и те же объекты воспринимаются человеком по-разному. Так, грязная лужа во время боя воспринимается как хорошее укрытие; открытая живописная поляна в мирной жизни воспринимается как отличное место для пикника, однако в боевых условиях она воспринимается как опасное место, поскольку на ней велик риск быть замеченным и попасть под обстрел.

Созданная Куртом Левиным теория поля утверждает, что человек живёт и развивается в «психологическом поле», состоящем из окружающих предметов. Каждый предмет имеет для человека определённую ценность и побуждает к тем или иным действиям. Предметы начинают особенно сильно влиять на поведение человека тогда, когда у него нет чётко установленной цели действий. В соответствии с этим поведение человека можно разделить на волевое, обусловленное внутренними мотивами, и «полевое», то есть вызванное влиянием внешних объектов.

Последователи Левина изучили полевое поведение и даже открыли психическое заболевание, при котором полевое поведение становится единственно возможным. Эта болезнь связана с повреждением лобных долей головного мозга, вследствие чего снижается способность к произвольному поведению. Человек, страдающий этим заболеванием, стремится манипулировать абсолютно всеми окружающими предметами, к которым может прикоснуться.

Современные исследователи полевого поведения часто используют особые диаграммы. На них изображаются силы, способствующие изменению обстановки, и силы, сопротивляющиеся этому изменению. Такие диаграммы позволяют прогнозировать исход событий – например, в переговорах.

Теория поля Курта Левина

Проводимые психологом эксперименты

Для подтверждения своей теории Курт Левин провёл эксперимент. Испытуемого вызывали в лабораторию якобы для проверки его интеллекта или памяти. После этого инструктор говорил, что ему срочно нужно выйти на пару минут – позвонить. Инструктор выходил и через особое стекло, незаметное в лаборатории, наблюдал за поведением испытуемого. Оказалось, что все участники эксперимента, оставаясь одни в комнате, принимались производить какие-то действия с окружающими предметами: листали книги, трогали шкаф, занавеску и т. д.

Эксперимент показал, насколько сильно могут влиять окружающие предметы на поведение и восприятие индивида, если у него самого в этот момент нет какого-то важного дела. В подобную ситуацию человек может попасть даже внезапно, оказавшись в незнакомой для себя обстановке. Таким образом, с помощью несложных приёмов можно манипулировать поведением людей. Эти приёмы вполне могут применяться, к примеру, маркетологами. Так, практическим применением результатов этого эксперимента является шопинг: посетители крупного торгового центра бесцельно прогуливаются по нему, «отдыхают», попутно они присматриваются к товару, берут его в руки, рассматривают и какие=то товары могут даже купить (при этом до посещения этого магазина у человека не было намерения купить этот товар).

Другие эксперименты продемонстрировали, что человек легче запоминает события, связанные с незавершёнными действиями, чем с завершёнными. Ученица Курта Левина Блюма Зейгарник вспоминала, как однажды в ресторане он подозвал официанта, который ещё не выполнил заказ, и спросил, что именно заказали эти люди. Официант безошибочно воспроизвёл весь список блюд. Через некоторое время Левин опять позвал этого официанта и спросил, что заказывала пара, которая в данный момент уходила из ресторана. Официант почти ничего не мог вспомнить, хотя к этой паре он подходил несколько раз подряд.

Этот случай дал толчок к возникновению гипотезы о том, что необходимость совершать какие-то действия порождает напряжение, стимулирующее запоминание задачи. А когда задача выполнена, напряжение исчезает, благодаря чему необходимость запоминать её становится неактуальной. Так мозг оптимизирует внутренние ресурсы. В дальнейшем Зейгарник экспериментально доказала эту теорию.

Вообще Курт Левин был первым психологом, который открыл возможность проведения психологических экспериментов. До этого считалось, что эксперимент в психологии существовать не может, поскольку психика – это не материальный предмет, который можно было бы подвергать манипуляциям. Курт Левин показал, что манипуляциям в эксперименте можно подвергать носителя психики, то есть человека.

Курт Левин был и одним из первых психологов, кто активно занимался групповой психологией. К изучению группового поведения и групповой терапии его опять-таки подтолкнул опыт Первой мировой войны. Курт Левин заметил, что упомянутые выше изменения в восприятии появляются не у каких-то отдельных солдат, а у всех сразу.

групповая психология

Впоследствии Левин пришёл к выводу, что легче изменять поведение целой группы людей, чем работать с каждым по отдельности.

Один из таких «групповых сеансов» учёный провёл на практике. Во время Второй мировой войны правительство США обратилось к нему с просьбой: придумать способ убедить американцев перейти с белого хлеба на чёрный. И Курт Левин справился с этой задачей – с помощью определённых приёмов он добился того, что чёрный хлеб в США вошёл в моду. Он пришёл к выводу, что от прежних потребительских привычек люди охотнее всего отказываются тогда, когда их побуждают кричать об этом на многолюдных митингах.

Курт Левин занимался также изучением лидерского поведения. Н выдвинул теорию о том, что лидерское поведение может быть трёх типов – авторитарное, демократическое и либеральное. Какой из типов наиболее эффективный, учёный выяснил посредством эксперимента. Большое количество десятилетних мальчиков он разделил на три группы, во главе каждой из них стоял какой-нибудь взрослый человек. Под руководством этого лидера мальчики выполняли различные задания.

И каждый лидер использовал в своём поведении какой-то отдельный тип лидерства:

  • При авторитарном типе лидер единолично устанавливал цели и методы их достижения, а члены группы лишь выполняли его приказы. Такой вариант позволял решить максимальное количество заданий, однако у мальчиков не было мотивации, группового мышления, оригинального подхода к заданиям, дружелюбия, они проявляли агрессивность по отношению друг к другу и к лидеру.
  • При демократическом типе лидер сохранял при себе ключевые позиции, однако предоставлял некоторую свободу мальчикам, давал им право участвовать в управлении. Заданий было выполнено несколько меньше, однако в таком коллективе наблюдались оптимальные условия для плодотворной групповой деятельности, мальчики могли реализовать свой потенциал, проявить себя, способствуя общему делу.
  • При либеральном типе лидер принимал минимальное участие в управлении, а дети имели полную свободу действий. Оказалось, что такой тип управления существенно снизил и количество выполненных заданий, и качество их выполнения.

В итоге учёный пришёл к выводу, что демократический принцип управления является наиболее оптимальным. С этим же согласились и дети, участвовавшие в эксперименте.

Занимаясь изучением лидерства, Левин смог при поддержке правительства создать экспериментальные лаборатории, в которых планировалось воспитывать будущих лидеров страны. Однако своё дело он так и не успел довести до конца, поскольку умер от тяжёлой болезни. Впрочем, Левин стремился работать не только с потенциальными лидерами государства; главной его целью было изменение всего общества в лучшую сторону, его гуманизация, и для этого он планировал проводить групповые тренинги.

Смотреть видео

Похожие публикации

Опрос
Пользовались ли вы услугами психолога?

Последние комментарии

Мастер

Здравствуйте, Айнура! Здесь многое зависит от самого человека обнаружевшего нессответствие. Некоторые индивиды могут встать на защиту своих стереотипов и всеми правдами и неправдами все-таки втиснуть «неправильного» под свои убеждения. Другие же, могут пойти по пути от отрицания к принятию. Какой путь будет выбран зависит от пластичности психики человека.

Дмитрий

Здравствуйте! Очень надеюсь, что она вернется!

Айнура

Здравствуйте! Какова реакция человека, обнаружившего, что стереотип, которым он воспользовался, не подходит конкретному человеку?

Алиса

Хорошая статья для начинаюшего wink

Анна Ли

Хорошие советы, главное не просто прочитать, но еще и применить в своей жизни.. Это уже сложнее)