Джон Дьюи

Джон Дьюи (1859 – 1952) – американский философ и педагог, который был одним из родоначальников прагматизма – популярного, хотя и неоднозначного философского направления.
Джон Дьюи

Идеи прагматизма Дьюи использовал в своей теории воспитания и обучения ребёнка, которая предусматривала овладение учеником лишь полезными знаниями и навыками, необходимыми для решения практических жизненных задач.

История жизни американского философа

Джон Дьюи был сыном табачного фабриканта. Один из его братьев впоследствии стал известным экономистом. Джон учился в школе, после которой поступил в Вермонтский университет, где занимался «свободными искусствами». Но в первую очередь его интересовала философия. В 1881 году он написал свою первую статью, которая была опубликована в философском журнале и благосклонно принята. Джону Дьюи посоветовали продолжать свои философские исследования, благодаря чему он окончательно определился в своём дальнейшем жизненном пути.

Дьюи был приверженцем левых взглядов, хотя и не питал симпатии к коммунизму «советского образца». Он боролся за права рабочих в США, а также посещал страны в которых происходили социальные революции и перевороты: Советскую Россию, Турцию, Мексику и др. Дьюи надеялся, что в этих странах он найдёт более полное применение своим идеям, чем на родине. В СССР в двадцатые годы Джон Дьюи был весьма популярен и издавался огромными тиражами, также он был иностранным научным консультантом советского правительства, которое в то время ценило науку и благоволило интеллектуалам – как своим, так и зарубежным. Однако в 1937 году Дьюи возглавлял комиссию, расследовавшую преступления сталинского режима, а именно – законность обвинений, предъявленных Льву Троцкому советскими властями. После этого процесса Дьюи стал в СССР «персоной нон грата», его книги изымались из библиотек, а само его имя произносить было крайне нежелательно.

Научная деятельность Дьюи

Будучи представителем нового направления – прагматизма, Дьюи считал, что познание, научные теории и даже школьное обучение должны иметь целью не максимально полное описание окружающего мира, а выработку полезных навыков, которые помогают выживать в окружающем мире. В соответствии с доктриной прагматизма Дьюи считал, что «истинно только то, что полезно». Впрочем, Дьюи, по-видимому, не впадал в крайний прагматизм, он лишь сделал это направление инструментом для совершенствования общественной системы и, в частности, школьного образования.

Центральное понятие в учении Дьюи – это «опыт», под которым он понимает как врождённое, так и приобретённое содержание человеческого сознания. Дьюи считал, что философия должна помогать человеку двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её, при этом опыт человека не стоит на месте, а совершенствуется.

Как же должен совершенствоваться опыт, по мнению Дьюи? Он выделил для этого три пути:

  • Социальная реконструкция: совершенствование отношений собственности, наделение собственностью широких масс людей, ликвидация паразитической социальной прослойки – крупных промышленников и монополистов, приближение человека к продуктам своего труда, демократизация, борьба с бедностью, социальная политика, справедливое распределение благ.
  • Применение в социальной организации научных методов и «высоких технологий».
  • Совершенствование мышления.

Философия Дьюи, таким образом, имела ярко выраженный социально-экономический и политический характер. Американские реалии того времени были довольно-таки суровыми. Общество чётко делилось на обеспеченную буржуазию и бесправных рабочих, живущих в бедности, власть и большая часть денег принадлежали крупным промышленникам; буржуазия была основным потребителем почти всех благ в стране, притом что её численность была невелика по сравнению с количеством рабочих. Такое положение вещей не устраивало многих – не только представителей рабочего класса, но и буржуазию: из-за сравнительно небольшого количества представителей «потребительского класса» бизнес не мог нормально развиваться, ведь спрос на продукцию был низким. Для того, чтобы исправить это положение, необходимо было сближение прав и доходов «высшего» и «низшего» классов, уничтожение непреодолимой пропасти между ними.

В сфере прагматики Дьюи рассматривал и такое явление, как мораль. Вот некоторые положения его концепции морали:

  1. Существует множественность целей и благ: не может всем людям нравиться одно и то же.

  2. Цели и блага – вещи не абстрактные, а конкретные и вполне материальные.

  3. Основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, образование, умеренность, доброжелательность, справедливость, дружба, высокая оценка в обществе.

  4. Люди стремятся не к самим благам, а к их размеру.

  5. Моральные заповеди не являются абсолютными, они справедливы в одних ситуациях и несправедливы в других: так, заповедь «Не убий» несправедлива во время войны, поскольку в этой ситуации просто необходимо убивать врагов.

  6. Демократия – самая лучшая форма общественного устройства.

  7. Цели должны соответствовать средствам.

Педагогика по Дьюи

Педагогика по Дьюи: теория воспитания и обучения

В начале двадцатого века начальная и средняя школа в США, как и в других развитых странах, столкнулась с массой проблем, поскольку она перестала соответствовать потребностям изменившегося общества. Во многом американская и европейская школа того времени напоминали привычную нам «советскую» школу, традиции которой живы и в нынешней России. Большая часть учебного времени уходила на чтение, письмо, счёт и теоретическое освоение основ различных наук; школа была оторвана от жизни, она не учитывала реальных способностей, склонностей и интересов учащихся, их достижений за пределами школьной жизни. Чтобы окончательно не оторваться от реальности, школа должна была как можно скорее реформироваться, и это понимал не только Дьюи.

Дьюи считал, что школа должна пробуждать и развивать у детей интерес, инициативу, активность, стремление к самостоятельности и самоконтролю, способность дружно работать в коллективе, ясное понимание строения жизни и общества. Кроме того, больше внимания следует уделять именно обучению практическим навыкам, а не нудному заучиванию теории и системы готовых знаний, которые могут и не пригодиться в дальнейшей жизни.

В числе прочего Дьюи вдохновлялся опытом советской школы 1920-х годов. Его привлекали сближение обучения с жизнью, политехнизм, полноценное энциклопедическое образование. Дьюи посетил Советский Союз в 1928 году. В то время его собственные идеи также были внедрены в советскую начальную и частично среднюю школу. В либеральные двадцатые годы советское школьное образование (и не только оно) во многом двигалось в правильном направлении.

Концепция педагогики Джона Дьюи в США была принята чуть ли не официально. Она оказала влияние и на систему образования других развитых стран. Однако в СССР новые власти поступили по-другому.

Уголовный авторитет Иосиф Сталин в соответствии со своим бандитским миропониманием придерживался патриархальной системы ценностей, в том числе в школьном образовании. Став диктатором, Сталин ликвидировал достижения советской школы двадцатых годов, организовал репрессии против Макаренко и вернул школу к её изначальной «прусской» форме, которая во многом была доведена до абсурда. Восторжествовала сильно устаревшая школьная система – со строгой дисциплиной, «оптовой» подачей готовых знаний, безразличием к способностям и интересам учеников, оторванностью от жизни. Сам Джон Дьюи за критику Сталина также оказался в опале. Доступ к его трудам советские люди получили только в годы Перестройки. Советской системе не нужны были свободные предприниматели, независимые культурные деятели, передовые научные специалисты; ей нужен был лишь послушный народ с невысокими жизненными потребностями и тотальной неспособностью самостоятельно думать. Советская школа успешно справилась с этой задачей, воспитав несколько поколений запуганных «строителей коммунизма», которыми легко можно было манипулировать.

Свои педагогические идеи Джон Дьюи принялся реализовывать на практике, для чего при Чикагском университете была открыта экспериментальная начальная школа. В ней обучались дети возрастом от 4 до 13 лет. Столь раннее начало обучения связано с тем, что основы последующей школьной жизни, по мнению Дьюи, закладываются ещё в дошкольном возрасте. В этой школе самые маленькие учащиеся уже приучались делать всё самостоятельно, по большей части в виде игры. С 11 лет ученики приобщались к трудовой деятельности: шили, пряли, ткали и т. д., то есть они учились «делать». Характерно, что участие мышления ребёнка в образовательном процессе было не столь велико, как при обычном обучении, здесь оно только «обслуживало» практический опыт, получаемый учеником.

В этой школе обучение не было связано с «общественно полезным трудом». Ученики занимались только тем, к чему они испытывали интерес и к чему у них были способности. Работники школы – учителя и воспитатели – должны были только направлять деятельность учеников, проявляя как можно меньше участия в самом процессе обучения.

Впрочем, Дьюи понимал, что не всё, что будет полезно ребёнку в дальнейшей жизни, интересно ему в данный момент. Поэтому в школе ученик должен был также развивать в себе силу воли, воспитывать характер. Противоречие между «интересным» и «полезным» можно устранить, если воспитатель будет знать особенности возрастной психологии детей. Так, наиболее яркие связи между впечатлением, представлением и действием проявляются в первый возрастной период – с четырёх до восьми лет.

Школьная система Дьюи, какой бы передовой она ни казалась, стала объектом критики уже в то время. Профессор Колумбийского университета Уильям Бэгли настаивал на том, что школа должна обучать детей основным навыкам умственной деятельности, что имело место в классической системе образования. Между тем школа Дьюи отказалась от полноценного развития умственной деятельности у учеников, заменив его чисто утилитарным подходом. Бэгли раскритиковал и теорию врождённых способностей Дьюи, на которой были основаны тесты для изучения интеллекта детей. Бэгли считал, что такие тесты не способны полностью показать возможности личности. Неопытные педагоги, вооружённые только этими тестами, могли принести ребёнку только вред. А воспитатели и учителя в школе Дьюи действительно часто не имели должной педагогической подготовки; по мысли Дьюи, она им и не требовалась, ведь их задачи в его школьной системе были достаточно просты.

Теория эстетики

Через опыт понимает Дьюи и эстетику. Он утверждал, что опыт – это некий синтез субъективного мира человека и объективной реальности; он включает в себя не только какие-то практические и ритуальные действия, но и систему ценностей, отношение личности к окружающему миру. Эстетический опыт не должен сводиться только к чувственным наслаждениям индивида, а должен включать в себя обмен сенсорной информацией с другими людьми и окружающей средой в целом. Из этого следует, что эстетический опыт складывается посредством связи искусства с повседневностью и социальной средой.

Дьюи разграничивает понятия продукта искусства и произведения искусства. Продукт – это некий материальный объект, оказывающий эстетическое воздействие на публику; это может быть картина, скульптура, храм и др. А произведение – это процесс взаимодействия автора и способа производительной деятельности, реализующийся в специальной среде; то есть это процесс взаимодействия человека и продукта искусства.

Считается, что эстетическая теория Дьюи оказала существенное влияние на массовую культуру ХХ века. С помощью идей Дьюи современные исследователи искусства описывают такие современные «веяния», как тяжёлый рок, рэп и т. д.

Смотреть видео

Похожие публикации

Добавить комментарий

  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Опрос
Пользовались ли вы услугами психолога?

Последние комментарии

Мастер

Здравствуйте, Айнура! Здесь многое зависит от самого человека обнаружевшего нессответствие. Некоторые индивиды могут встать на защиту своих стереотипов и всеми правдами и неправдами все-таки втиснуть «неправильного» под свои убеждения. Другие же, могут пойти по пути от отрицания к принятию. Какой путь будет выбран зависит от пластичности психики человека.

Дмитрий

Здравствуйте! Очень надеюсь, что она вернется!

Айнура

Здравствуйте! Какова реакция человека, обнаружившего, что стереотип, которым он воспользовался, не подходит конкретному человеку?

Алиса

Хорошая статья для начинаюшего wink

Анна Ли

Хорошие советы, главное не просто прочитать, но еще и применить в своей жизни.. Это уже сложнее)