
История жизни французского психоаналитика
Жак Лакан родился в Париже в достаточно состоятельной семье. Материальное благосостояние, однако, сочеталось с фанатичной религиозностью, даже мракобесием. Семья жила в доме бабушки и дедушки, и, по воспоминаниям Лакана, отец не ладил с дедом.
Юного Жака родители отдали в католическую школу, в которой он довольно хорошо учился. Затем он учился в университете на медицинском факультете, специализируясь на психиатрии. Его учителем был знаменитый врач Клерамбо, описавший паранойяльный бред, эротический бред и психический автоматизм. При этом Лакан постепенно порвал с традициями своей семьи и отказался от религии. Однако он не стал строгим приверженцем рационализма, отдавая предпочтение различным мистическим теориям. С 1923 года Лакан интересуется учениями Маркса и Фрейда.
Поначалу Лакан работал как врач-психиатр, впоследствии стал также судебным психиатром. Также он написал диссертацию «О паранойяльном психозе и его отношении к личности», которая стала широко известной. В этой диссертации Лакан продемонстрировал «новаторский» стиль изложения, в котором смешались психоанализ, психиатрия, сюрреализм и философия. Диссертация произвела впечатление даже на Сальвадора Дали, который вдохновился ею и написал свою известную картину «Гнилой осёл».
Во время Второй мировой войны Лакан прервал свою научную деятельность, поскольку работал врачом в военном госпитале. За некоторое время до этого он женился на Мари-Луиз Блонден, которая принесла ему дочь и сына. Когда первая жена умерла, Лакан женился второй раз – на Сильвии Батай, бывшей супруге писателя и философа Жоржа Батая. Их дочь Жюдит стала впоследствии женой Ж.-А. Миллера – верного последователя идей Лакана.
В пятидесятых – шестидесятых годах Лакан начинает отказываться от традиционного психоанализа и разрабатывать собственную теорию. Уволившись из психоаналитических организаций, в которых до этого состоял, он организовал Парижскую школу фрейдизма, которой руководил почти всю оставшуюся жизнь.
Жак Лакан, можно сказать, определил всю специфику французского психоанализа второй половины двадцатого века, придал ей оригинальное «лицо».
При всей своей работоспособности Жак Лакан оставил после себя довольно мало письменных произведений: свои теории он предпочитал излагать не на бумаге, а устно – на семинарах. Материалы этих семинаров стали публиковаться только в последние годы его жизни.

Довольно своеобразным был характер Жака Лакана. Он не сковывал себя никакими моральными рамками. Имея официальную супругу, он предавался связям с множеством других женщин. Лакан был капризным и ребячливым, всегда требовал, чтобы еда и сигары доставлялись ему по первому его желанию. Многим не нравилась в нём и любовь к воровству. В первую очередь он воровал книги, часто раритетные или дорогие. Бывало, что он попросит своего знакомого одолжить ему книгу, а затем заявляет, что он её не брал или что случайно её «потерял». Если же он вынужден был возмещать стоимость книги, то он редко платил полную сумму. Воровству подлежали и работы других учёных. У одного из французских психологов Лакан позаимствовал «стадию зеркала», при этом выдал эту теорию за свою, а об этом психологе всегда отзывался негативно.
Отмечалась и другая схема мошенничества, которую любил использовать Жак Лакан. Работая психотерапевтом, он постепенно уменьшал длительность сеанса, однако плату за приём оставлял ту же самую. И если в самом начале сеанс длился около часа, то впоследствии он не превышал нескольких минут. Естественно, клиенты выражали недовольство.
Главная заслуга в психоанализе
Читать произведения Жака Лакана и материалы его семинаров довольно трудно, ещё труднее разобраться в них. Жак Лакан излагал свои мысли сложным языком, с применением терминов, позаимствованных из других наук; особенно он любил математику. Так, для иллюстрации некоторых своих идей он прибегал к топологии. Однако критики Жака Лакана быстро заметили, что научные термины, которые он использует в своих сочинениях, сам Лакан понимает очень плохо и трактует их довольно свободно. Нередко в одном и том же произведении один и тот же научный термин (скажем, математический) приводится несколько раз, и каждый раз в разном значении. Это явилось одной из причин того, почему Жаку Лакану отказывали в научности.
Другие исследователи, пытавшиеся вникнуть в содержание его произведений, приходили к выводу, что в некоторых из ни вообще нет никакого смысла. В других же сочинениях смысл присутствует, но ничего выдающегося с научной точки зрения там нет.
Однако какое-то определённое содержание в научной деятельности Жака Лакана всё-таки было. Так, Лакан не был доволен тем, что современные ему психоаналитики искажают изначальную теорию Зигмунда Фрейда, и призывал вернуться к «изначальному» фрейдизму. Особое недовольство вызвала у него эго-теория, которую развивали, в частности, Эрик Эриксон и Анна Фрейд – дочь самого Зигмунда Фрейда. Жак Лакан, критикуя их подходы, вновь концентрировал внимание на бессознательном, видя в нём базовую часть психики.
Основой для своего учения Жак Лакан избрал схему «Воображаемое – Символическое – Реальное», которую он впервые представил на своём самом знаменитом семинаре. Схему эту он проиллюстрировал с помощью рисунка, который в математике известен как «кольца Борромео». Так называют невозможную в реальной жизни фигуру, состоящую из трёх колец, каждое из которых сцеплено с двумя другими.

- «Воображаемое» - это часть психики, которая формируется в раннем детстве и основана на представлении о самом себе, построенном по образу другого человека, похожего на тебя. Одна из первых стадий формирования этой части – «стадия зеркала». По мысли Жака Лакана, она наступает тогда, когда ребёнок начинает узнавать себя в зеркале. Известно, что узнавание себя в зеркале означает появление самосознания.
- «Символическое» - это система обозначений, реализованная с помощью языка.
- «Реальное» Жак Лакан объясняет как диахронию – ситуацию, когда человек возвращается к ранее наблюдаемому предмету, но не замечает его на прежнем месте или замечает изменившимся. Столкновение с реальным часто сопровождается травмой, поскольку человек не находит желаемый объект на прежнем месте.
Это лишь приблизительное изложение данной теории учёного. В полном виде она достаточно сложна – частично причиной этому служит сложный язык, который автор использует для её изложения.
При этом Жак Лакан был убеждён, что основные человеческие страсти рождаются от смешивания этих трёх состояний. Смесь Реального и Воображаемого рождает ненависть, смесь Реального и Символического – невежество, а смесь Символического и Воображаемого – любовь. Все эти страсти учёный считал основой человеческого бытия.
Жак Лакан рассуждал о желании, в том числе сексуальном. Он полагал, что желание – это не просто некое побуждение, а это то, что никогда не может быть удовлетворено. Созданная им теория желания описывает его как некую экзистенциальную дыру, ощущение внутренней недостаточности, и эта дыра никогда не может быть заполнена. В связи с этим Лакан утверждает, что мы испытываем удовольствие именно от невозможности полностью удовлетворить своё желание. Также он говорил, что мы всегда хотим именно то, что мы не можем получить, а также «трава на другой стороне всегда зеленее». Переживание какой-то потребности всегда более волнующе, чем само исполнение этой потребности. Последователь Лакана Славой Жижек – современный словенский писатель и философ – на основе этой теории объясняет, почему «Кока-кола» является самым идеальным товаром: ведь её всегда хочется ещё.
Рассуждал Жак Лакан и о психиатрии. По его мнению, современная ему психиатрия применяет устаревшие методы, вследствие чего не способна по-настоящему лечить психические заболевания. Сам же он в соответствии со своими взглядами предлагал лечить психические расстройства с помощью исправления речевых нарушений.
Вообще Лакан достаточно часто обращался к языку, речи и лингвистике. И, само собой, трактовал понятия науки о языке по-своему. Так, он утверждал, что бессознательное «организовано как язык», то есть имеет похожую структуру и функционирует похожим образом.
Произведения и лекции Жака Лакана, как уже говорилось, рано начали подвергаться жёсткой критике. Самыми суровыми критиками были позитивисты – представители точных и естественных наук. Их возмущало, что в области их знания вторгается человек, который почти ничего в них не понимает. Стоит выделить книгу «Интеллектуальные уловки», написанную математиком Аланом Сокалом и физиком Жаном Брикмоном: в ней осуждается философия постмодернизма за ту вольность, с которой она «жонглирует» научными понятиями, в которой её приверженцы ничего не смыслят. И одним из главных примеров такой шарлатанской философии в этой книге названо творчество Жака Лакана.

Алан Сокал также провёл эксперимент, обличающий «умствования» Жака Лакана и других постмодернистов. Он написал имеющую броский заголовок «научную» статью, текст которой изобилует труднопроизносимыми научными терминами, но абсолютно не имеет смысла; после этого он попытался опубликовать эту статью в каком-нибудь научном журнале. В первом же издании статья была напечатана, да ещё и удостоилась благосклонного отзыва от редакторов.
Франсуа Рустанг также констатирует, что произведения Лакана являются «бессвязной системой псевдонаучной тарабарщины». Известный биолог Ричард Докинз писал, что для понимания того, что Жак Лакан – шарлатан, не нужно быть биологом или математиком: достаточно прочитать о том, как он приравнивает эректильный орган к квадратному корню из минус единицы.
Другие авторы критикуют произведения Лакана, посвящённые собственно психоанализу. Они отмечают, что нельзя рассматривать психику исключительно через словесно-языковую составляющую: знаковая система не отображает всей сущности человеческого сознания, особенно её бессознательной части. Отдельные авторы отмечают, что Лакан в своих теориях опускает сущность человека до уровня некой потребляющей машины, так что психолога вполне можно считать апологетом общества потребления.
Между тем находятся авторы, которые всерьёз воспринимают его попытки связать психологию и психоанализ с другими науками, особенно математикой. В те годы математические методы активно внедрялись в разные области научного знания – биологию, языкознание, и чисто внешне работы Жака Лакана продолжали эту традицию. Однако трудно поверить, что французский психолог искренне желал обогатить психоанализ математическими приёмами и просто «недоучился»: сам стиль построения его текстов говорит о том, что он намеренно стремился запутать читателя и слушателя, чтобы произвести впечатление, да ещё и замаскировать собственную некомпетентность. Ведь постмодернизм выражается не только во внутреннем содержании произведения, но и в отношении автора к нему и к собственному образу: многие постмодернистские философы, писатели, актёры и даже политики стремились по большей части не «быть» кем-то, а «казаться». Поведение Лакана, его манеры, стиль общения с людьми говорил о том, что и он не был чужд этому принципу. Он любил эпатаж, цинизм и безосновательное отрицание всяческих устоев – то, что в среде постмодернистов именовалось «деконструкцией».
Примечательно, что семинары Жака Лакана поначалу привлекали множество студентов, которые впоследствии становились известными психологами. И многие из них с течением времени потеряли интерес к его теориям и мировоззрению, став приверженцами более серьёзных направлений.