
Краткая биография И. М. Сеченова
Родился Иван Михайлович Сеченов в семье отставного военного, у которого было ещё семеро детей. С детства Иван Сеченов получал хорошее образование. Вначале это были домашние уроки, которые вели талантливые гувернёры; так, Вильгельмина Штром, выпускница Смольного института, преподавала ему немецкий и французский языки.
Вначале Сеченов поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге, однако затем не сдал экзамены для перехода на следующий уровень. Там же, в этом военном училище, он получил офицерское звание. Уволившись из училища, он решил поступить в Московский университет, чтобы стать врачом. Сеченов успешно сдал вступительные экзамены. Преподавателями у него были известные учёные: Севрук, Соколов, Армфельд, Топоров и многие другие. На четвёртом курсе занятия по медицине проходили также в университетских клиниках.
Однако Сеченов постепенно разочаровался в медицине как науки, поскольку увидел, что она была в то время организована плохо. Например, в учебнике Огюстена Гризолля, по которому велось преподавание, описывались причины заболеваний, симптомы, их исход и способы лечения, однако ни слова не было о том, как именно из причин развивается болезнь, в чём сущность болезни и почему та или иная болезнь лечится именно этими лекарствами, а не какими-то другими. Сеченов охладел к медицине и увлёкся лекциями профессора Глебова по сравнительной анатомии и физиологии.
При этом Сеченов проявлял большой интерес ко многим вещам. Он интересовался философией, историей, психологией, театром, даже играл в домашних спектаклях. Сеченов сблизился с Боткиным, Менделеевым и Бородиным – выдающимися учёными.
В 1856 году Иван Сеченов отправляется в длительную поездку за границу, где проходил стажировку. Там он проводил опыты по изучению рефлексов, гальванических явлений, длительное время исследовал влияние алкоголя на жизнедеятельность организма. В Вене он занимался исследованиями вместе с известным физиологом Карлом Людвигом, с которым быстро подружился. Здесь он, помимо прочего, занимался исследованиями состава крови, входящих в неё газов. Позднее работал и в других европейских лабораториях. По окончании своего длительного путешествия по Европе Сеченов вернулся в Петербург. Здесь он преподавал в течение сорока с лишним лет, создав обширную школу; среди его учеников были и первые русские женщины-врачи.
Сеченова отличали поразительная работоспособность и при этом любовь к жизни. Плодотворную научную работу он совмещал с дружескими посиделками, походами в театр, прогулками и экскурсиями. Приятное впечатление на него оказал один из его зарубежных руководителей – французский хирург Ж. Ф. Мальгэнь, который свои лекции смешивал с шутками, которые рассказывал «с французским шиком». Как уже говорилось, достаточно долго он исследовал влияние алкоголя на организм; некоторые авторы считают, что толчком к этому исследованию послужили дружеские посиделки у поэта Аполлона Григорьева, известные своими шумными возлияниями.
Во время стажировки в Берлинском университете Сеченов, принимая участие в экспериментах, нашёл ошибку, допущенную знаменитым физиологом Клодом Бернаром. Это исследование Сеченова было опубликовано и принесло ему известность в европейском научном мире. О нём узнал и сам Клод Бернар, с которым Сеченов вскоре подружился и даже работал в его лаборатории.
Умер Иван Сеченов в 1905 году. Всё своё небольшое состояние он завещал крестьянам своего родного села, а средства с издания своих книг велел передать Пречистенским рабочим курсам, на которых когда-то преподавал. Сеченов пожелал, чтобы его похороны были очень скромными, так что за гробом шли только самые близкие люди.

Просветительская и научная деятельность русского учёного
Исследовательская деятельность Ивана Сеченова привела к тому, что Россия превратилась в главный мировой центр изучения работы мозга. Сеченов был одним из основателей нейрофизиологии, физиологии труда, физиологии экстремальных состояний и других направлений. Сеченова зачастую интересовали внутренние механизмы психических и психологических явлений. Для их изучения он проводил эксперименты, препарируя лягушек. В одном из опытов он вскрыл головной и спинной мозг лягушки, сделал надрезы в определённых их участках и раздражал эти участки, наблюдая за формированием рефлексов: задние конечности лягушки опускались в раствор серной кислоты. Оказалось, что при раздражении определённых зон ответ лягушки на опускание в серную кислоту (сжимание лапок) происходил медленнее. Подобные эксперименты привели к открытию двух основных процессов нервной деятельности – возбуждения и торможения.
Сеченов установил, что гемоглобин и жидкая часть крови необходимы для связывания углекислого газа. Также он установил наличие биоэлектрических ритмов в центральной нервной системе.
Исследования Сеченова были не только фундаментально-научными: свои выводы он рекомендовал для практической деятельности. Так, изучение физиологии труда привело к установлению оптимальной длины рабочего дня. Именно он доказал, что рабочий день не должен превышать восьми часов; этот стандарт до сих пор действует как в нашей стране, так и за рубежом. Сеченов также ввёл понятие «активный отдых» и показал его пользу для организма.
Сеченов разработал первую в России программу по изучению психологии на основе объективного метода. До этого психологи считали, что исследователь может изучать только своё сознание путём интроспекции, то есть самонаблюдения. Сеченов же указал, что «душевные» явления поддаются такому же объективному научному исследованию, как и физические объекты и их механизмы, в том числе нервная система. Он заметил, что такое исследование должно учитывать специфику «душевных явлений», поскольку они отличаются даже от работы нервной системы, хотя на ней и основаны.
В российском обществе Сеченов прослыл настоящим революционером. Он пропагандировал эволюционное учение, переводил на русский язык труды Дарвина, Гексли и других столпов материалистической науки. Его материалистическое объяснение «духовной жизни» человека приводило в ярость ревнителей религиозного благочестия. Сеченов читал научные лекции для широкой публики, в том числе для рабочих. Также он был активным сторонником женского образования.

Особое бешенство у сторонников традиционного мировоззрения и охранителях режима вызвала его главная книга – «Рефлексы головного мозга». Сеченов написал этот труд для широкой публики, поэтому он был написан довольно простым и понятным языком. Чтобы обеспечить своей книге максимальный доступ к простому человеку, он распорядился продавать её по очень низкой цене. Однако царское правительство наложило на весь выпущенный тираж арест. Книги предполагалось уничтожить, однако министр юстиции Урусов смог уговорить власти не затевать уголовный процесс и вернуть книгу в продажу. Вскоре вышло второе издание этой книги. Однако в официальном списке она всё равно числилась запрещённой для хранения в библиотеках.
До того, как издавать свой труд отдельной книгой, Сеченов пытался публиковать её в научных журналах. Ему удалось напечатать её лишь в малоизвестном «Медицинском вестнике», хотя сначала она предназначалась для «Современника» - одного из главных литературных, научных и политических журналов страны. Из соображений цензуры его первоначальное название «Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологическую основу» пришлось сменить.
Рассказывают, что когда правительство требовало открыть уголовное дело в отношении Сеченова, друзья советовали ему обратиться к адвокату. На это Сеченов ответил, что адвокат ему ни к чему: вместо этого он возьмёт на суд лягушку и проделает свои опыты с ней перед судьями, и пусть тогда они попробуют его опровергнуть.
Научный труд «Элементы мысли»
Известна и книга Сеченова «Элементы мысли». В ней учёный описывает, опять-таки популярным языком, своё видение психической жизни человека. Сеченов здесь предвосхищает психологию двадцатого века, в частности – концепцию Жана Пиаже, поскольку призывает изучать психическое развитие человека в течение всей его жизни. В частности, в «Элементах мысли» Сеченов описывает мышление ребёнка и показывает, чем оно отличается от интеллекта взрослого человека. К примеру, мышление ребёнка в самом раннем возрасте ещё не основано на мыслях, поскольку ему ещё не из чего эти мысли создавать. Другими словами, маленький ребёнок ещё не мыслит, а только чувствует. Однако он очень активно познаёт окружающий мир с помощью чувств, и на этой основе у него постепенно зарождаются первые мысли.
В этой книге также описывается природа чувств и механизм их зарождения; приводится сравнение между мышлением животных и человека. Сеченов указал, в чём разница между инстинктами и разумом. Любопытно, что указал на сложность разграничения интеллекта человека и животных: помимо «машинообразных» инстинктов, у животных отмечается способность пользоваться обстоятельствами данного времени и условиями местности, то есть сообразительность и возможность обучаться; а у человека привычные действия своим «машинообразным» характером напоминают животные инстинкты.