
История жизни Вильгельма Вундта
Родился Вильгельм Вундт в семье лютеранского пастора. Со стороны эта семья казалась дружной, однако впоследствии Вундт вспоминал, каким строгим и иногда жестоким мог быть отец. Почти все члены семьи были хорошо образованы и проявили себя в какой-либо науке, однако Вильгельм казался им неспособным к обучению. Подкрепляло эту уверенность то, что мальчик не смог сдать вступительные экзамены за первый класс гимназии. Впоследствии, однако, Вильгельм подтянулся в учёбе и к девятнадцати годам был готов поступить в университет. Он выбрал карьеру врача.
Во время обучения в Гейдельбергском университете он занимался у профессора Гассе, а также был его ассистентом в женском отделении местной больницы. Дежурить ему приходилось чуть ли не круглые сутки, чуть ли не по ночам. В одно из таких дежурств он испытал состояние, которое, по его мнению, походило на лёгкий сомнамбулизм. Вундт заинтересовался этой темой и решил, что быть врачом он больше не хочет. Он перевёлся в Берлинский университет, где обучался у естествоиспытателя Иоганна Мюллера, а затем работал там же ассистентом знаменитого учёного Гельмгольца. В это время он впервые в мире начинает читать свои лекции по научной психологии.
В 1875 году он перебрался в Лейпциг, начал работу в местном университете и на собственные деньги основал первую в мире психологическую лабораторию. Впоследствии она переросла в институт экспериментальной психологии. В этом городе Вундт жил до самой смерти. Здесь он выпустил огромное количество студентов, многие из которых продолжили его дело. Его ученики основали собственные психологические лаборатории – в Колумбийском университете, Университете Пенсильвании и других. Любопытно, что к его психологическим исследованиям проявляли интерес чаще всего учёные из США и России. Верными учениками Вундта и продолжателями его дела стали Бехтерев, Павлов, В. С. Серебреников, а также поляк Владислав Витвицкий и болгарин Спиридон Казанджиев.
В поздний период Вундт сконцентрировался на социальной психологии и так называемой «психологии народов», заложив основы и этих дисциплин.
Общее число работ Вильгельма Вундта трудно подсчитать, как и все сферы его интересов. Он проводил исследования в области психологии, философии, физики, физиологии. Вундта считают одним из отцов-основателей современной психологии, хотя в последние десятилетия значение его работ отмечается как невысокое, поскольку наука за это время ушла далеко вперёд. За всю свою жизнь Вундт написал более 54 тысяч страниц; можно сказать, что сбылась его заветная мечта детства – стать великим писателем.
Вундт сделал даже некоторый вклад в астрономию. Он был первым, кто предложил называть астероиды не только женскими именами, как это делалось раньше. Этому совету внял его ученик Карл Лонерт, ставший астрономом: открытый им в 1907 году астероид он назвал в честь своего учителя Вундцией.

Мысли Вундта в психологии
Вильгельм Вундт, пожалуй, был первым, кто предложил изучать психические явления с естественной точки зрения. Занимаясь физиологией и изучая строение человеческого организма, он заметил, что нервная система и головной мозг тесно связаны с так называемой «духовной сферой». Вундт показал, что человеческое сознание можно разложить на составляющие элементы, как это делается с веществами и телами в химии и физике. Впрочем, разлагать сознание на «атомы мозга» пробовали ещё его предшественники, приверженцы эмпирицизма и ассоциационизма; Вундт же впервые указал на то, что понимание составляющих элементов – это лишь первый шаг к постижению психологии. Его больше занимал вопрос о том, как именно эти элементы соединяются в одно целое, как они функционируют в едином составе и как изменяются со временем.
Свою систему Вундт назвал «волюнтаризмом», поскольку считал, что способность мозга к самоорганизации обеспечивается силой воли.
Вундт утверждал, что психологам следует иметь дело главным образом с непосредственным опытом сознания, потому что опосредованный опыт не даёт понимания того, как именно функционирует психика. Так, когда мы говорим, что этот цветок – красный, то наше внимание сосредоточено на цветке, о котором мы уже и так знаем из предшествующего опыта, а не на непосредственном постижении «красноты». Другой пример: когда человек описывает свои ощущения при зубной боли, это непосредственный опыт; а когда он говорит: «У меня болят зубы», то это уже опосредованный опыт.
Непосредственный опыт, согласно Вундту, и является процессом организации всех элементов сознания в единое целое, который проводит мозг. И эти элементы можно разделить и изучить по отдельности.
В соответствии со своей теорией Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию. В ней изучались ощущения и восприятия, психофизические явления, время реакции, а также чувства и ассоциации. Сам Вундт эксперименты в лаборатории не проводил, а поручал эту работу своим ученикам. Он приходил туда в начале занятий, раздавал ученикам листочки с заданиями, затем приходил в конце занятий, собирал отчёты об экспериментах и решал, какие из них можно опубликовать в «Философских исследованиях» - научном журнале, также созданном Вундтом.
Рассказывают, что дополнительным толчком к его исследованиям «элементов сознания» стала созданная Менделеевым химическая «Таблица периодических элементов». По некоторым сведениям, Вундт собирался создать такую же таблицу для «элементов сознания».

Немецкий учёный также разделил психологию на экспериментальную и социальную. По его мнению, экспериментальным методом можно изучать только первичные психические явления, в то время как для высших функций (памяти, внимания, обучения и др.) он не годится. Впоследствии эта концепция была опровергнута. Однако созданная Вундтом социальная психология продолжала развиваться. Его гигантский десятитомный труд «Психология народов» был посвящён языку, искусству, мифологии, социальным устоям, морали, законам, и через изучение всего этого, по мысли автора, можно понять закономерности психологии.
Вундт первым указал на важную роль социальных процессов в развитии психических функций.
Несмотря на популярность Вундта в зарождавшейся американской психологии, его культурно-историческое направление практически не стало востребованным у американцев. Их занимала главным образом экспериментальная психология.
Как мы уже говорили, в своих исследованиях Вундт пользовался и методом интроспекции, который современные психологи считают ненаучным. Во время интроспекции человек исследует собственные ощущения. Данный метод является одним из самых древних в науке, он был известен ещё античным мыслителям. В частности, этим методом широко пользовались врачи, когда проверяли действие лекарств на себе. Интроспекцией пользовались также физики и физиологи (например, исследователь использовал какой-нибудь раздражитель, а потом просил испытуемого описать свои ощущения, так учёный получал информацию о работе органов чувств).
Сильной стороной интроспекции являлся тот факт, что только сам человек, испытывающий какие-то переживания, может описать их наиболее полно и точно. На этом, однако, преимущества интроспекции заканчиваются. Вундт, зная это, попытался соединить интроспекцию с экспериментальным подходом. Опыты по интроспекции он проводил в своей лаборатории в строгом соответствии с определёнными правилами.
Тем не менее, даже в таком виде интроспекция не заслужила научного признания. Более того, уже тогда появились сведения о том, что у некоторых участников эти эксперименты вызвали серьёзные психические заболевания.
Известность получили опыты с метрономом. Вундт их тоже проводил на себе. Он слушал удары метронома и проверял свои ощущения. Какой-то определённый ритм в одни моменты вызывал у него удовольствие, а в другие – дискомфорт. При ожидании очередного удара он испытывал некоторое напряжение, а после удара – расслабление. При увеличении темпа ударов он слегка возбуждался, а при замедлении – успокаивался. Эти наблюдения позволили Вундту построить трёхмерную модель чувств. Она позволяет любое чувство измерить по трём параметрам, при этом по каждому из них оно всегда находится в определённом диапазоне.
Трёхмерная концепция чувств на некоторое время возымела популярность в Германии, однако впоследствии она была опровергнута. Тем не менее, сам факт проникновения в глубины зарождения чувств и ощущений был весьма значимым.
Научившись раскладывать сознание на элементы, Вундт заметил, что разум всё равно воспринимает окружающие предметы как единое целое, а не как набор ощущений; так, дерево для нас – это именно дерево, а не просто комбинация особой формы, цвета и освещённости. Как же это происходит? Вундт предположил, что сознание в момент наблюдения осуществляет так называемый творческий синтез, благодаря чему из комбинации элементов возникает новое качество. Мозг не просто регистрирует поступившие данные, но и активно «работает» с ними. Это напоминает химическую реакцию, при которой из нескольких исходных веществ возникает новое соединение, имеющее свойства, которых не было у исходных веществ.
Открытие того, что целое в нашем сознании не сводится к сумме его частей, в последующем получило подтверждение. В частности, этот тезис в 1912 году официально признали представители гештальтпсихологии.