» » Алексей Николаевич Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979) считается одним из самых выдающихся отечественных психологов ХХ века. Несмотря на то, что он был сторонником марксистского учения и внедрял его в психологию, многие его идеи не утратили значения и сегодня.
Алексей Николаевич Леонтьев

Биография советского психолога

Родился Алексей Николаевич Леонтьев в Москве в семье мещан. После окончания реального училища поступил в Московский университет на факультет общественных наук. В то время среди его учителей были Георгий Чепланов и Густав Шпет – известные психологи и философы. После окончания обучения Леонтьев остался при университете, где проводил исследования. Его коллегами в Московском университете были Бернштейн и Лурия, а позднее и сам Выготский. Вместе с этими исследователями Леонтьев разрабатывал новую для того времени культурно-историческую теорию в психологии.

В 1929 году Леонтьев познакомился со своей женой. В дальнейшем она всячески помогала ему в научной деятельности. А заниматься наукой в начале тридцатых годов стало нелегко – начала свою работу сталинская репрессивная машина. Организации, в которых работал Леонтьев, либо закрывались, либо из них увольнялись видные деятели. В МГУ с 1931 года психология вообще перестала преподаваться. Сталинскими властями был разгромлен и ВГИК, в котором Леонтьев также работал.

Некоторое время работать по специальности, то есть учёным-психологом, Леонтьеву было негде. Поэтому он вынужден был работать в других сферах – например, в Высшем Совете Народного Хозяйства СССР, где он исполнял обязанности консультанта техпропа, то есть «технической пропаганды». Наконец, его пригласили работать в Харьковский психоневрологический институт, в котором планировалось открыть факультет психологии. Так Леонтьев стал одним из основателей Харьковской психологической школы.

Научный вклад А. Н. Леонтьева

Как уже говорилось, Леонтьев вместе с Выготским и Лурией создавал так называемую культурно-историческую теорию в психологии. Это направление стремилось связать развитие человеческого сознания с общественно-историческим процессом. Большое внимание здесь уделялось промежуточному звену между стимулом и реакцией – культурному знаку, которым служит слово, произведение искусства и другие единицы.

Со временем концепция Леонтьева переросла в отдельное направление, которое было названо теорией деятельности. Данную теорию помимо Леонтьева разрабатывал и С. Л. Рубинштейн, но независимо от него. Теория деятельности базировалась на том, что не сознание определяет деятельность, а наоборот – деятельность определяет сознание. При этом сознание и деятельность как бы сливаются воедино. Деятельность понимается не просто как совокупность рефлекторных реакций на внешние стимулы, поскольку она регулируется сознанием. Её можно представить как систему действий, направленных на достижение поставленных целей.

При этом сознание не может быть познано само по себе, поскольку оно выражает себя именно через деятельность.

Леонтьев

Леонтьев и его последователи развили понятие ведущей деятельности, которое применяется прежде всего в изучении развития детской психологии. Ведущая деятельность – это такая деятельность ребёнка, которая определяет наиболее важные изменения в его психике. На основе этой деятельности изменяются и другие действия ребёнка, его поведение и отношение к окружающему миру. В каждый период развития ребёнка ведущая деятельность отражает актуальные для этого периода отношения ребёнка и взрослых.

Леонтьев дал и периодизацию ведущей деятельности ребёнка:

  • От рождения до года ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение с ближайшим взрослым (прежде всего родителями).
  • От года до 3 лет – предметно-орудийная деятельность, которая направлена на освоение способов использования окружающих предметов.
  • От 3 до 7 лет – сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок учится ориентироваться в социальных и межличностных отношениях, познаёт задачи, цели и мотивы человеческой деятельности, при этом он принимает на себя и других те или иные роли.
  • От 7 до 11 лет – ведущей деятельностью является учебная.

О том, какая деятельность является ведущей в более позднем возрасте, у психологов нет единого мнения. Так, Эльконин считал, что от 11 до 15 лет такой деятельностью является общение со сверстниками, а от 15 лет – учебно-профессиональная деятельность.

Леонтьев обратил внимание на то, что способности и действия людей, которые имеют социальный характер, не фиксируются в мозге и не передаются по наследству. Это хорошо вино по так называемым «детям-маугли»: ребёнок, который с младенчества рос вне человеческого общества, не обретает дара речи, не развивает человеческого мышления, даже его движения не напоминают движения людей, такие люди даже не приобретают человеческую осанку. Таким образом, даже те некоторые факторы человеческого развития, которые могут показаться биологическими, на самом деле имеют социальную природу. Можно сказать, что человек не рождается человеком, а лишь становится им в социальной среде; человеком он может и не стать если не получит соответствующего воспитания.

А. Н. Леонтьев

Критики указывают на то, что Леонтьев, подобно своим коллегам, принимал участие в дискуссиях об идеологических основаниях психологии. Во время дискуссий Леонтьев отстаивал мнение о том, что психика человека формируется в основном внешними факторами. В таких заявлениях, конечно же, политический аспект явно преобладал над научным, что являлось определённым шагом в сторону лженауки. Леонтьев считал, что в современном мире психология выполняет прежде всего идеологическую функцию и служит классовым интересам. В своих книгах Леонтьев рассматривает эволюционное развитие психики живых существ, начиная от самых примитивных животных, и высшим звеном в его теории является «человек социалистической эпохи». Психолог Леонтьев был человеком своего времени, он грезил идеями воспитания «нового человека». В СССР это воспитание связывали с коммунистическим учением Маркса, однако сами идеи создания «нового человека» развивались и в западном мире, в том числе в американской науке.

В Советском Союзе «видоизменять человека» учёные планировали на основе работ Ивана Павлова. В связи с этим один из критиков замечает, что в своей книге «Очерк развития психики» Леонтьев приводит некоторые идеи Павлова, однако не указывает на первоисточник; и в целом теории Павлова в книге уделяется недостаточно внимания. «Павловские сессии», в которых участвовал и Леонтьев, во многом были своего рода актами «культа личности», где политическим вопросам и культу личности Павлова уделялось больше внимания, чем науке как таковой.

Леонтьев, стоя на «марксистских» позициях, критиковал концепции известных в то время зарубежных психологов. Он считал, что теории американских учёных намеренно «биологизируют» человека, приравнивают его к животному, поскольку не уделяют внимания общественным аспектам его сознания. В то же время сам Леонтьев одно время впадал в другую крайность, отвергая биологическую природу человека вообще.

Смотреть видео

Похожие публикации

Опрос
Пользовались ли вы услугами психолога?

Последние комментарии

Мастер

Здравствуйте, Айнура! Здесь многое зависит от самого человека обнаружевшего нессответствие. Некоторые индивиды могут встать на защиту своих стереотипов и всеми правдами и неправдами все-таки втиснуть «неправильного» под свои убеждения. Другие же, могут пойти по пути от отрицания к принятию. Какой путь будет выбран зависит от пластичности психики человека.

Дмитрий

Здравствуйте! Очень надеюсь, что она вернется!

Айнура

Здравствуйте! Какова реакция человека, обнаружившего, что стереотип, которым он воспользовался, не подходит конкретному человеку?

Алиса

Хорошая статья для начинаюшего wink

Анна Ли

Хорошие советы, главное не просто прочитать, но еще и применить в своей жизни.. Это уже сложнее)