» » Сергей Леонидович Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – советский философ и психолог, один из родоначальников так называемой «теории деятельности». Рубинштейн выступал с марксистских позиций, однако они интересовали его всего лишь как одна из философских школ.
Рубинштейн

Жизненный путь советского психолога

Родился Сергей Рубинштейн в Одессе, в семье известного адвоката. Его младший брат Николай впоследствии стал известным советским историком. Семья Леонида Рубинштейна была весьма обеспеченной, да ещё и интеллигентной. В доме часто собирались интеллектуалы со всего города, прежде всего врачи и юристы. Казалось бы, в такой обстановке у ребёнка должно развиться доброжелательное отношение к культуре, однако у Сергея эти посиделки вызывали отвращение. Дело было в том, что интеллигенция перед революцией чаще всего проводила время в бесплодных умствованиях, отличалась упадническим настроением.

Учился мальчик в элитной Ришельевской гимназии. Именно там он заинтересовался марксизмом и даже некоторое время посещал подпольный марксистский кружок. Марксизм его привлекал прежде всего новизной, свежестью, призывом к действию и направленностью на изменение мира; в этом он был отличной альтернативой упадническому духу той интеллигенции, которая собиралась в доме.

Несмотря на увлечение марксистской философией, Сергей Рубинштейн не проявлял особого сочувствия к «угнетённым классам» - характер у него был довольно аристократический. Поэтому когда после окончания гимназии пришла пора продолжать образование, он наотрез отказался поступать в одесский Новороссийский университет: учениками в нём были по большей части дети разбогатевших крестьян и рабочих. Тогда родители отправили его учиться в Германию, благо финансовое состояние им вполне позволяло это сделать. Германия была избрана потому, что там преподавание философии и психологии имело давние традиции, немецкие специалисты в этих областях славились на весь мир. Свою первую диссертацию Сергей Рубинштейн написал в Марбурге на немецком языке, она была опубликована в 1914 году – перед самой Первой мировой войной.

Получив образование, Сергей Рубинштейн вернулся в Одессу и решил-таки работать в том самом Новороссийском университете, возглавив кафедру психологии. Однако на этот раз он сам не понравился профессорам, поскольку имел «слишком иностранное образование» и аристократические манеры. Тогда он покинул кафедру и стал преподавать философию, психологию и логику в гимназиях.

Интересно, что после революции Рубинштейн всё-таки вернулся в университет и снова стал заведовать кафедрой психологии. Университет в это время был переименован в Одесский институт народного образования.

В двадцатые годы его работа не была особо плодотворной, он даже почти не имел возможности публиковать научные статьи. Однако в этот период была работа «Принцип творческой самодеятельности», в которой он изложил идеи, ставшие впоследствии основой для целого крупного направления – психологии деятельности.

Исследования Рубинштейна

В тридцатые годы Рубинштейн перебрался в Ленинград, где его деятельность была более плодотворной и успешной. В частности, за свою работу «Основы общей психологии» он был удостоен Сталинской премии второй степени.

Во время блокады Ленинграда Рубинштейн некоторое время оставался в городе, а затем был переправлен в Москву. Там он возглавлял Институт психологии, а впоследствии организовал кафедру психологии в МГУ, которой и заведовал. В конце сороковых годов, однако, он стал жертвой сталинской «борьбы с космополитизмом»; Рубинштейн был смещён с многих руководящих постов, однако оставался в штате всех подразделений. В конце 1953 года, уже после смерти Сталина, Рубинштейн стал одним из основателей журнала «Вопросы психологии» - первого издания такого рода в стране. В 1957 году он был назначен главой советской делегации психологов на конференции в Брюсселе, однако не смог поехать вследствие болезни.

Известно, что во время ленинградской блокады Рубинштейн проявлял настоящее мужество. Он сам согласился остаться в городе, чтобы продолжать работу в суровых условиях и поддерживать своих коллег. Когда его аспирант Г. Лосев, пребывая на грани жизни и смерти, лежал в госпитале далеко от центра Ленинграда, Рубинштейн, несмотря на физическую слабость, шёл пешком через весь город, чтобы навестить его и поделиться своим скудным пайком.

В 1959 году было принято решение удостоить Сергея Рубинштейна Ленинской премии. Однако до её вручения он так и не дожил – умер в начале 1960 года.

Научные исследования Рубинштейна в области психологии

Уже в своей первой работе 1922 года, посвящённой будущей теории деятельности, Рубинштейн указал, что человек в процессе своей деятельности не только выражает себя, а ещё и создаёт себя. Деятельность формирует сознание и личность. Поэтому наблюдая за деятельностью субъекта, можно понять его внутренний мир и определить, чем этот субъект является. Эти принципы, по мнению Рубинштейна, должны быть положены в основу педагогики.

Рубинштейна даже можно назвать родоначальником теории деятельности, поскольку другие психологи этой темой тогда ещё не занимались. Первое время единственным его сторонником был ленинградский психолог М. Я. Басов, благодаря которому Рубинштейн и был приглашён из Одессы в Ленинград. Московские психологи, разрабатывавшие в то время теорию реакций, отвергли позицию Рубинштейна и не пожелали с ним сотрудничать.

Любопытно, что, разрабатывая свою теорию деятельности, Рубинштейн ссылался… на Гёте, в работах которого впервые был предложен принцип «сначала было дело» (а не «слово», как в христианском вероучении). Гёте, как известно, жил в восемнадцатом веке. Поэтому «новомодная» для начала ХХ века теория деятельности имела глубокие философские корни.

И, разумеется, свою роль сыграл детский опыт – столкновение с праздными умствованиями старой интеллигенции, которые сразу вызвали у будущего психолога неприятие. Рубинштейн сразу ощутил, что если личность не проявляет никакой активной деятельности, то эта личность мертва, и никакие разглагольствования оживить её не способны.

Наблюдать за деятельностью субъекта, чтобы узнать о его психике, предлагали ранее и другие авторы. Так, Генри Ругер ещё в 1910 году наблюдал за испытуемыми, которым было предложено решить механическую головоломку. Вначале было видно, что они пытались её решить наугад; но после того, как у них что-то получалось, они осмысляли свой опыт и делали всё меньше ошибок. Так учёный смог выявить работу интеллекта и наблюдать механизм получения образования.

Интеллект Рубинштейна.png

В русле психологии деятельности Рубинштейн описывал и своё понимание педагогики. Он считал, что ребёнок должен быть не просто объектом воспитательного воздействия, а должен быть его соучастником. В соответствии с этим Рубинштейн предлагал заменить традиционную школьную систему, основанную на запоминании готовых знаний, на более современную, призванную развивать творческий потенциал ученика. Это согласовывалось с позицией многих других психологов того времени, в том числе зарубежных. Так, педагогическая система Дьюи, основанная на похожих принципах, в двадцатые годы активно внедрялась в советскую систему образования, а сам Дьюи посещал СССР.

Научной работе Рубинштейна был чужд политико-идеологический элемент, хотя он и придерживался марксистских взглядов. Он хорошо знал и работы советских психологов, и труды зарубежных, и у всех авторов видел какое-либо зерно истины. Он никоим образом не разделял «советскую» и «западную» науку; такой подход в то время являлся достаточно редким, да и в наше время находятся солидные учёные, которые погрязли в «идеологическом грехе».

Однако свободомыслие Рубинштейна сыграло с ним злую шутку в годы «борьбы с космополитизмом». Сталину в научном сообществе страны нужны были не столько учёные (умных людей он вообще недолюбливал), сколько политики, «патриоты» и сладкоголосые певцы, восхваляющие режим. Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских. Ясно было, что учёному припомнили и его еврейское происхождение.

Но это будет в последние годы жизни тирана. А пока, во время своей наиболее плодотворной деятельности, Рубинштейн создаёт внушительный труд «Основы психологии», который выполнен не в виде строгой академической монографии, а в качестве учебного пособия. Это было новшеством. Рубинштейн впервые предложил читать курс психологии не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах.

Когда в СССР были введены научные звания, Рубинштейн стал первым в стране доктором педагогических наук.

Ещё в ленинградский период своей деятельности Сергей Рубинштейн много общался со своими коллегами. В его квартире собирались видные ленинградские психологи, а также исследователи из Москвы. В частности, Рубинштейна посещали Теплов, Леонтьев, Лурия, Выготский. При этом с Выготским Рубинштейн во многом не соглашался; несмотря на это, учение Выготского он охотно обсуждал. Леонтьев и Теплов, жившие в Москве, стали его единомышленниками и развивали теорию деятельности, основы которой заложил Рубинштейн. Защищать свои работы в московском Институте психологии они не могли, потому что руководство института отвергало «деятельностников» и относилось к ним с неприязнью; поэтому Рубинштейн предложил им защищаться и публиковаться у себя в Ленинграде.

Смотреть видео

Похожие публикации

Опрос
Пользовались ли вы услугами психолога?

Последние комментарии

Мастер

Здравствуйте, Айнура! Здесь многое зависит от самого человека обнаружевшего нессответствие. Некоторые индивиды могут встать на защиту своих стереотипов и всеми правдами и неправдами все-таки втиснуть «неправильного» под свои убеждения. Другие же, могут пойти по пути от отрицания к принятию. Какой путь будет выбран зависит от пластичности психики человека.

Дмитрий

Здравствуйте! Очень надеюсь, что она вернется!

Айнура

Здравствуйте! Какова реакция человека, обнаружившего, что стереотип, которым он воспользовался, не подходит конкретному человеку?

Алиса

Хорошая статья для начинаюшего wink

Анна Ли

Хорошие советы, главное не просто прочитать, но еще и применить в своей жизни.. Это уже сложнее)