» » Джон Стюарт Милль

Джон Стюарт Милль

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) – английский философ, социолог, экономист, политический деятель. В своих работах он отстаивал либерализм, отвергал вмешательство государства в общественную и частную жизнь людей, а в области психологии и этики пытался соединить эгоизм (утилитаризм) и альтруизм.
Джон Стюарт Милль

Биографический очерк британского философа

Родился Джон Милль в семье известного английского экономиста. Несмотря на достаточно высокое положение в обществе, Джеймс Милль вынужден был много работать, чтобы обеспечивать многочисленное семейство – у него было целых девять детей. В Англии того времени это не было редкостью.

Джон Милль рос исключительно одарённым ребёнком. Читать и писать он научился к трём годам, а с восьми лет играл роль учителя для своих младших братьев и сестёр. К четырнадцати годам он фактически получил полноценное университетское образование; по собственным словам, он опередил сверстников на четверть века. При всём этом своё образование он получил самостоятельно, не посещая ни школу, ни университет. Правда, в качестве домашних учителей к нему приглашались видные учёные и мыслители, в том числе Иеремия Бентам – один из величайших философов и экономистов Англии, а также Фрэнсис Плейс. Все эти люди были хорошими знакомыми его отца. Отец, к слову, и сам принимал участие в обучении Джона Милля. Ещё одним другом отца был Давид Рикардо – шотландский экономист португальско-еврейского происхождения.

От всех этих людей Джон Милль перенял не только знания, но и приверженность либеральной идеологии. Иеремия Бентам также является основателем упомянутого выше утилитаризма. Джеймс Милль и Бентам хотели, чтобы Джон развивал утилитарное учение после того, как они умрут.

При всём своём обширном и разностороннем образовании Джон Милль не имел друзей, у него не было обычных детских развлечений. В подростковом возрасте он испытал сильное душевное потрясение – вплоть до того, что чуть не покончил жизнь самоубийством. Джон очень грустил по поводу того, что у него не было настоящего детства.

В 1820 году Джон Милль уехал во Францию, где некоторое время жил у брата Бентама. Во Франции он познакомился с местными порядками, оценил принесённый революцией либерализм, пообщался с французскими экономистами. Светский образ жизни позволил ему отвлечься от постоянных изнурительных занятий и немного «прийти в себя».

Джон Стюарт Милль

Вскоре после возвращения в Англию Джон Милль занял место скромного чиновника в Ост-Индской компании, в которой его отец успел занять видное положение. Вместе с другими молодыми интеллектуалами Милль организовал кружок почитателей идей Бентама, который начал даже издавать собственный журнал. В этом кружке теория Бентама и получила название «утилитаризма». Кружок был не только философским, но и политическим. Его участники были представителями радикальной интеллигенции, которые боролись за расширение народных прав. В частности, они отстаивали всеобщее избирательное право. Особенностью кружка было то, что они подходили к общественным вопросам с рациональной очки зрения; на их взгляды, помимо Джеймса Милля, Бентама и Рикардо, повлияли и успехи французской революции.

Однако впоследствии Милль разочаровывается в классическом учении Бентама (хотя полностью он от него никогда не отказывался). На это повлияли и обстоятельства личной жизни. Милль заметил, что он всё больше превращается в «рассуждающую машину», что в нём недостаёт живых человеческих чувств. Он начал переосмыслять свою жизнь и прежние идеалы. Милль полюбил музыку и поэзию, вместо английской и французской философии увлёкся немецкой, в нём пробудилось сострадание к людям. Кроме того, Милль познакомился с женщиной, в которую впервые в жизни влюбился. Через некоторое время эта женщина, Гарриет Тэйлор, стала его женой.

Милль впоследствии переписывался с видными философами и экономистами всего мира. Среди них был и Огюст Конт – родоначальник позитивизма.

Популярные работы Милля

Одной из наиболее известных работ Милля стала книга «О свободе». Несмотря на то, что мыслитель в целом придерживался либеральных позиций и интересовался социализмом, в этой книге, как и в некоторых других сочинениях, он отстаивал британский империализм. Милль считал, что существует большая разница между «цивилизованными» и «варварскими» народами. Он писал, что Индия и Китай когда-то были цивилизованными и культурными странами, но впоследствии деградировали; следовательно, британское владычество над этими странами сможет приобщить их к современной цивилизации.

Впрочем, в этой книге он рассуждает и о взаимоотношениях государства и общества. Милль выступает в данном случае как поборник демократии и либерализма – не только политического, но и экономического. Любое государственное принуждение он считал вредным и опасным для общества.

Киги Милля

«Утилитаризм» - книга, в которой Милль излагает основы данного мировоззрения. Под утилитаризмом понималась этическая теория, в которой основой оценки поступков людей является их полезность. Польза же, по мнению утилитаристов, состоит в достижении блага. Развивая эту идею, Милль отметил, что желание достичь личного блага не должно вступать в противоречие с общественным долгом. Действительно, кроме личного блага существует ещё и общественное, и каждый член общества должен внести свой вклад в создании общественного блага. Кроме того, Милль развивал идею, которая сегодня выражается словами «твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого».

В отношении религии Милль был агностиком и скептиком. Он симпатизировал Чарльзу Брэдлоу – депутату английского парламента, против которого было заведено дело по поводу его атеизма. Считается, что именно по этой причине Милль в конце концов потерпел поражение на очередных выборах в парламент.

В книге «Принципы политической экономии» Милль отстаивал либеральные экономические отношения, а также считал, что к тому времени либеральная экономическая теория была уже разработана и оставалось только её реализовать на практике. Эта книга стала классическим английским учебником по экономике.

Милль был одним из первых общественных деятелей, активно пропагандировавших ограничение рождаемости. С подобными речами он выступал перед женщинами-рабочими. Однако в те времена пропаганда ограничения рождаемости считалась делом непристойным, почти преступлением; дошло до того, что Милль за эти выступления на несколько дней попал под арест.

Будучи активным сторонником расширения прав женщин, Милль издал книгу с суровым названием «Подчинение женщины», которая впоследствии была переведена на несколько языков, в том числе русский. В этой книге Милль утверждал, что женщины на протяжении веков находились на положении рабов, но эту ситуацию необходимо менять. В частности, Милль ратовал за доступ женщин к высшему образованию.

Милль критиковал пороки капиталистического строя, в том числе культ денег, имущественное неравенство, низкое социальное и материальное положение рабочих. Резко обличал он и институт рабства, имевший место в США. Милль надеялся, что в будущем капиталистические компании исчезнут, и на их месте появятся «рабочие ассоциации». Также он считал, что государство должно изменить свою роль в обществе, поскольку его истинное предназначение – социальная политика, защита интересов общества и особенно поддержка наименее защищённых слоёв общества.

Будучи депутатом британского парламента, Милль призывал государство оказать материальную помощь ирландским фермерам. Также он призывал не отменять смертную казнь за тяжкие преступления и назвал её отмену «государственным женоподобием».

В книге «Система логики силлогической и индуктивной» Милль коснулся не только вопросов собственно логики, но и более широких мировоззренческих проблем. В частности, он рассуждал о том, насколько ограничено рациональное познание в плане изучения действительности, насколько состоятелен научный метод в освоении реального мира, в теоретической и практической деятельности; касался он и общественно-политических тем. В последнем томе этого сочинения он демонстрирует определённое расхождение с Огюстом Контом, позитивистская теория которого поначалу вызвала у него интерес. Сочинение, однако, осталось идейно незавершённым. Тем не менее, оно получило широкую известность.

Смотреть видео

Похожие публикации

Опрос
Пользовались ли вы услугами психолога?

Последние комментарии

Мастер

Здравствуйте, Айнура! Здесь многое зависит от самого человека обнаружевшего нессответствие. Некоторые индивиды могут встать на защиту своих стереотипов и всеми правдами и неправдами все-таки втиснуть «неправильного» под свои убеждения. Другие же, могут пойти по пути от отрицания к принятию. Какой путь будет выбран зависит от пластичности психики человека.

Дмитрий

Здравствуйте! Очень надеюсь, что она вернется!

Айнура

Здравствуйте! Какова реакция человека, обнаружившего, что стереотип, которым он воспользовался, не подходит конкретному человеку?

Алиса

Хорошая статья для начинаюшего wink

Анна Ли

Хорошие советы, главное не просто прочитать, но еще и применить в своей жизни.. Это уже сложнее)