
Биографический очерк британского философа
Родился Джон Милль в семье известного английского экономиста. Несмотря на достаточно высокое положение в обществе, Джеймс Милль вынужден был много работать, чтобы обеспечивать многочисленное семейство – у него было целых девять детей. В Англии того времени это не было редкостью.
Джон Милль рос исключительно одарённым ребёнком. Читать и писать он научился к трём годам, а с восьми лет играл роль учителя для своих младших братьев и сестёр. К четырнадцати годам он фактически получил полноценное университетское образование; по собственным словам, он опередил сверстников на четверть века. При всём этом своё образование он получил самостоятельно, не посещая ни школу, ни университет. Правда, в качестве домашних учителей к нему приглашались видные учёные и мыслители, в том числе Иеремия Бентам – один из величайших философов и экономистов Англии, а также Фрэнсис Плейс. Все эти люди были хорошими знакомыми его отца. Отец, к слову, и сам принимал участие в обучении Джона Милля. Ещё одним другом отца был Давид Рикардо – шотландский экономист португальско-еврейского происхождения.
От всех этих людей Джон Милль перенял не только знания, но и приверженность либеральной идеологии. Иеремия Бентам также является основателем упомянутого выше утилитаризма. Джеймс Милль и Бентам хотели, чтобы Джон развивал утилитарное учение после того, как они умрут.
При всём своём обширном и разностороннем образовании Джон Милль не имел друзей, у него не было обычных детских развлечений. В подростковом возрасте он испытал сильное душевное потрясение – вплоть до того, что чуть не покончил жизнь самоубийством. Джон очень грустил по поводу того, что у него не было настоящего детства.
В 1820 году Джон Милль уехал во Францию, где некоторое время жил у брата Бентама. Во Франции он познакомился с местными порядками, оценил принесённый революцией либерализм, пообщался с французскими экономистами. Светский образ жизни позволил ему отвлечься от постоянных изнурительных занятий и немного «прийти в себя».

Вскоре после возвращения в Англию Джон Милль занял место скромного чиновника в Ост-Индской компании, в которой его отец успел занять видное положение. Вместе с другими молодыми интеллектуалами Милль организовал кружок почитателей идей Бентама, который начал даже издавать собственный журнал. В этом кружке теория Бентама и получила название «утилитаризма». Кружок был не только философским, но и политическим. Его участники были представителями радикальной интеллигенции, которые боролись за расширение народных прав. В частности, они отстаивали всеобщее избирательное право. Особенностью кружка было то, что они подходили к общественным вопросам с рациональной очки зрения; на их взгляды, помимо Джеймса Милля, Бентама и Рикардо, повлияли и успехи французской революции.
Однако впоследствии Милль разочаровывается в классическом учении Бентама (хотя полностью он от него никогда не отказывался). На это повлияли и обстоятельства личной жизни. Милль заметил, что он всё больше превращается в «рассуждающую машину», что в нём недостаёт живых человеческих чувств. Он начал переосмыслять свою жизнь и прежние идеалы. Милль полюбил музыку и поэзию, вместо английской и французской философии увлёкся немецкой, в нём пробудилось сострадание к людям. Кроме того, Милль познакомился с женщиной, в которую впервые в жизни влюбился. Через некоторое время эта женщина, Гарриет Тэйлор, стала его женой.
Милль впоследствии переписывался с видными философами и экономистами всего мира. Среди них был и Огюст Конт – родоначальник позитивизма.
Популярные работы Милля
Одной из наиболее известных работ Милля стала книга «О свободе». Несмотря на то, что мыслитель в целом придерживался либеральных позиций и интересовался социализмом, в этой книге, как и в некоторых других сочинениях, он отстаивал британский империализм. Милль считал, что существует большая разница между «цивилизованными» и «варварскими» народами. Он писал, что Индия и Китай когда-то были цивилизованными и культурными странами, но впоследствии деградировали; следовательно, британское владычество над этими странами сможет приобщить их к современной цивилизации.
Впрочем, в этой книге он рассуждает и о взаимоотношениях государства и общества. Милль выступает в данном случае как поборник демократии и либерализма – не только политического, но и экономического. Любое государственное принуждение он считал вредным и опасным для общества.

«Утилитаризм» - книга, в которой Милль излагает основы данного мировоззрения. Под утилитаризмом понималась этическая теория, в которой основой оценки поступков людей является их полезность. Польза же, по мнению утилитаристов, состоит в достижении блага. Развивая эту идею, Милль отметил, что желание достичь личного блага не должно вступать в противоречие с общественным долгом. Действительно, кроме личного блага существует ещё и общественное, и каждый член общества должен внести свой вклад в создании общественного блага. Кроме того, Милль развивал идею, которая сегодня выражается словами «твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого».
В отношении религии Милль был агностиком и скептиком. Он симпатизировал Чарльзу Брэдлоу – депутату английского парламента, против которого было заведено дело по поводу его атеизма. Считается, что именно по этой причине Милль в конце концов потерпел поражение на очередных выборах в парламент.
В книге «Принципы политической экономии» Милль отстаивал либеральные экономические отношения, а также считал, что к тому времени либеральная экономическая теория была уже разработана и оставалось только её реализовать на практике. Эта книга стала классическим английским учебником по экономике.
Милль был одним из первых общественных деятелей, активно пропагандировавших ограничение рождаемости. С подобными речами он выступал перед женщинами-рабочими. Однако в те времена пропаганда ограничения рождаемости считалась делом непристойным, почти преступлением; дошло до того, что Милль за эти выступления на несколько дней попал под арест.
Будучи активным сторонником расширения прав женщин, Милль издал книгу с суровым названием «Подчинение женщины», которая впоследствии была переведена на несколько языков, в том числе русский. В этой книге Милль утверждал, что женщины на протяжении веков находились на положении рабов, но эту ситуацию необходимо менять. В частности, Милль ратовал за доступ женщин к высшему образованию.
Милль критиковал пороки капиталистического строя, в том числе культ денег, имущественное неравенство, низкое социальное и материальное положение рабочих. Резко обличал он и институт рабства, имевший место в США. Милль надеялся, что в будущем капиталистические компании исчезнут, и на их месте появятся «рабочие ассоциации». Также он считал, что государство должно изменить свою роль в обществе, поскольку его истинное предназначение – социальная политика, защита интересов общества и особенно поддержка наименее защищённых слоёв общества.
Будучи депутатом британского парламента, Милль призывал государство оказать материальную помощь ирландским фермерам. Также он призывал не отменять смертную казнь за тяжкие преступления и назвал её отмену «государственным женоподобием».
В книге «Система логики силлогической и индуктивной» Милль коснулся не только вопросов собственно логики, но и более широких мировоззренческих проблем. В частности, он рассуждал о том, насколько ограничено рациональное познание в плане изучения действительности, насколько состоятелен научный метод в освоении реального мира, в теоретической и практической деятельности; касался он и общественно-политических тем. В последнем томе этого сочинения он демонстрирует определённое расхождение с Огюстом Контом, позитивистская теория которого поначалу вызвала у него интерес. Сочинение, однако, осталось идейно незавершённым. Тем не менее, оно получило широкую известность.