Эрик Эриксон

Эрик Хомбургер Эриксон (1902 – 1994) – американский специалист по социальной психологии и психологии развития, который был основателем эго-психологии. Также он ввёл понятие «кризиса идентичности», которое стало довольно важным в современной культуре.
Эрик Эриксон

Жизненный путь Эрика Эриксона

Родился будущий социальный психолог в немецком Франкфурте. Его мать была еврейского происхождения, а настоящим отцом – гражданин Дании, о котором практически нет никаких данных. Официально мать была замужем за биржевым работником Саломонсеном, также еврейского происхождения. Поэтому ребёнок был записан вначале как Саломонсен. Затем женщина перебралась в Карлсруэ и вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера, который и дал очередную фамилию Эрику. Хомбургер тоже был евреем.

Родители Эрика исповедовали строгий иудаизм, причём наибольшей строгостью и последовательностью отличалась мать. Поэтому в семье придерживались всех еврейских традиций и соблюдали все ритуалы, а Эрик, помимо обычной школы, посещал ещё и еврейскую. И в это время он на себе испытывал то, что он в будущем назовёт кризисом идентичности. В еврейской школе его дразнили за «нордическую» внешность, поскольку он был голубоглазым блондином, а в обычной школе над ним смеялись за еврейское вероисповедание. Эрик не мог определиться с тем, кто же он на самом деле. Информация о его настоящем биологическом отце от него скрывалась, однако он подозревал, что его настоящий отец не был евреем.

В 1930 году Эрик эмигрировал в США со своей молодой женой, которая была родом из Канады. Вскоре он официально взял себе фамилию Эриксон, как бы «усыновив самого себя», но оставил и прежнюю фамилию Хомбургер в качестве второго имени.

Поначалу Эриксон работал в университете Беркли. Однако в 1950 году он стал жертвой маккартистов – американских диктаторов-«сталинистов», которые стали подозревать его в симпатиях к коммунистам. Руководство университета попыталось заставить его подписать клятву о лояльности. В знак протеста Эриксон покинул университет. Впоследствии он работал в клинике в Массачусетсе и в Гарвардском университете.

В 1970 году за книгу «Истина Ганди» Эрик Эриксон был удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы.

Теория личности Эриксона

Основное содержание работ Эриксона – психология личности. Ранний период его деятельности приходился на господство теории Зигмунда Фрейда. Фрейд представил свою теорию психологического развития, которая делила это развитие на пять этапов; Эриксон переработал эту теорию и предложил свой вариант, в котором увеличил количество этапов до восьми: он добавил три стадии взрослого состояния, а также переименовал «генитальную стадию» в «юность».

Эриксон переосмыслил и роль «эго» в психике. В классическом фрейдизме оно играло некую вспомогательную роль, прислуживая «иду» и вместе с тем служа как бы мостом между «идом» и «супер-эго». «Ид» - это область бессознательного, инстинктивные влечения, врождённые потребности; «эго» - это область сознания; а «супер-эго» - это общественные нормы и вообще факторы внешнего мира, которые навязывают личности те или иные правила поведения. С классической теорией Фрейда Эриксон не согласился и предложил считать именно «эго» главной частью личности, которая определяет её мировоззрение, поведение, жизненную организацию, гармонию с физическим и социальным миром, является основой личностного роста и источником собственной идентичности.

Эрик Эриксон

Долгое время Эрик Эриксон разрабатывал свою теорию идентичности, в том числе изучал кризис идентичности. Главным материалом для его исследований была его собственная жизнь. Кроме того первого, детского кризиса идентичности Эриксон испытал ещё несколько. Достаточно сказать, что в психологию он пришёл в достаточно позднем возрасте. До 25 лет он был профессиональным художником, потом в Вене устроился преподавателем живописи в школу Анны Фрейд, в которой занимались дети, чьи родители проходили курс психоанализа у неё и её отца – Зигмунда Фрейда. Именно в этой школе он впервые проявил интерес к психологии, сблизился со знаменитым психоаналитиком и стал участником его сеансов. Вскоре он начал учиться в Венском институте психоанализа, где, по его словам, и обрёл свою личную и профессиональную идентичность.

После Второй мировой войны Эриксон работал в реабилитационной клинике для ветеранов. Он отметил, что его пациенты были беспокойными, у них вызывало стресс любое непредвиденное обстоятельство, а ещё они признавались, что не знают, кем являются на самом деле. Так Эриксон вновь столкнулся с кризисом идентичности, только уже у своих пациентов. Работать с ними ему было проще, чем другим врачам, поскольку их проблемы он когда-то испытал в собственной жизни.

По наблюдениям Эриксона и его последователей, кризис идентичности проявляется у многих людей, причём ещё в молодом возрасте. Молодые люди нередко пытаются его избежать, ускоряя процесс самоопределения, и не всегда эта попытка оказывается успешной. Человек не может полноценно реализовать свой потенциал. Бывает, что у человека наблюдается недостаток мотивации. Также проблема может принять запущенный характер, и тогда человек приобретает некую «негативную идентичность». Он начинает совершать нежелательные поступки, вплоть до признаков девиантного поведения.

девиантное поведение

Выделяют два типа кризиса идентичности. В первом из них человек не может определить, каким он желает быть, но пытается наметить для себя некие цели и ценности. При втором типе личность имеет множество намерений, направления которых не совпадают, из-за чего по крайней мере одно из них отходит на второй план.

Также понятие «кризис идентичности» применяют к ситуациям, с которыми приходится сталкиваться человеку в переломные моменты жизни: потеря рабочего места, лишение прежнего социального статуса, отрыв от родительской опеки и начало самостоятельной жизни и др.

Преодолеть кризис идентичности сам человек может с помощью тщательного самоанализа. Он может рассмотреть свою жизнь в подробностях, определить свои сильные и слабые стороны, понять, чего он хочет в первую очередь, рассмотреть свои отношения с окружающими людьми. Очень важно развивать свои интересы, заниматься в первую очередь любимыми делами, а не тем, что диктуют обстоятельства.

Окружающие также могут способствовать предотвращению кризиса. Они должны поощрять достижения человека, поддерживать его в трудных ситуациях, помогать в раскрытии его потенциала, снизить слишком высокую требовательность, если таковая имеется.

Если же кризис уже наступил, то существуют способы выйти из него. Для этого рекомендуется пересмотреть свои ценности, изменить какие-то взгляды на мир, адаптироваться к внешним изменениям, изучить возможные варианты развития событий и выбрать наиболее подходящий сценарий поведения.

Однако в современном мире кризис идентичности становится более сложным явлением, поскольку темпы жизни сегодня слишком высокие. Далеко не всегда человек может приспособиться к изменениям и изучить собственные возможности. Как показал Эрих Фромм, Эрик Эриксон в своих исследованиях не учёл особенностей жизни в современном мире, из-за чего его теория сегодня нуждается в серьёзной доработке.

Смотреть видео

Похожие публикации

Опрос
Пользовались ли вы услугами психолога?

Последние комментарии

Мастер

Здравствуйте, Айнура! Здесь многое зависит от самого человека обнаружевшего нессответствие. Некоторые индивиды могут встать на защиту своих стереотипов и всеми правдами и неправдами все-таки втиснуть «неправильного» под свои убеждения. Другие же, могут пойти по пути от отрицания к принятию. Какой путь будет выбран зависит от пластичности психики человека.

Дмитрий

Здравствуйте! Очень надеюсь, что она вернется!

Айнура

Здравствуйте! Какова реакция человека, обнаружившего, что стереотип, которым он воспользовался, не подходит конкретному человеку?

Алиса

Хорошая статья для начинаюшего wink

Анна Ли

Хорошие советы, главное не просто прочитать, но еще и применить в своей жизни.. Это уже сложнее)